Изобразительная деятельность - Творчество детей МДОУ
Содержание материала
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
Все, чем занимается ребенок в раннем возрасте, он делает творчески: двигается, общается, играет, исследует мир... Но не всегда процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки - уникальный способ понять, как малыш видит мир. К тому же детские рисунки - одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений.
Показатели развития
1 год
- В этом возрасте изобразительная деятельность у ребенка отсутствует, но можно начинать готовить его к ней.
Как тренировать?
- Познакомьте малыша с карандашом и бумагой, покажите, как карандаш оставляет на ней след, и он охотно последует вашему примеру.
1,5 года
- С интересом наблюдает, как на бумаге появляются линии от карандаша или фломастера.
- Подражая взрослым, пытается рисовать.
Как тренировать?
- Нарисуйте на глазах у малыша знакомый ему предмет: мячик, яблоко, просто цветные линии. Увидите, сколько радости это ему доставит.
- Попробуйте научить его держать карандаш в руке, проводить прямые и замкнутые линии. Хорошо, если он поймет: получившиеся линии - результат его собственных усилий.
- Возьмите по два листа бумаги и карандаши - для себя и для малыша. На своем листе начертите 2-3 вертикальные линии и предложите ему сделать то же самое на его листе. Получится - попробуйте нарисовать круг. Можно сначала провести очертания круга в воздухе рукой малыша, потом - пальцем на бумаге и лишь затем - карандашом.
1,5-2 года
- Если ребенку в руки попадает то, чем можно рисовать и на чем можно рисовать, из-под его руки выходят размашистые каракули. Сами по себе они ничего особенного не значат, но это начало творчества.
- Малышу нравится мять в руках пластилин или тесто для лепки, но по назначению он пока их не использует.
Как тренировать?
- Обеспечьте малыша принадлежностями для художественного творчества: листами ватмана и бумагой меньшего формата, пальчиковыми и акварельными красками или гуашью, карандашами, восковыми мелками и т. п.
- Дайте ребенку возможность экспериментировать с тестом, пластилином и другими материалами.
- Поощряйте его попытки работать с мелками, красками, глиной.
2-2,5 года
- Малыш с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если вы спросите его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, если вы о том же рисунке станете расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.
- Ребенок продолжает рисовать руками и пальцами, но вы можете предложить ему и кисточку.
- Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки.
- В этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.
2,5-3 года
- Ребенок может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат.
- Начинает выбирать цвета.
- Малыш ждет, что вы похвалите его и выставите его работу на видное место.
- Начинает выбирать цвета.
- Малыш ждет, что вы похвалите его и выставите его работу на видное место.
3-3,5 года
- В рисунках, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами.
- В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце - круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д.
-Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно - ноги, выходящие из головы. Не старайтесь поправлять его - сейчас гораздо важнее, что он включает эти части в рисунок, чем то, как он их располагает.
- Может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе.
Как тренировать?
- Давайте малышу новые материалы и инструменты для лепки и рисования.
- Покажите новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.
3,5-4 года
- В рисунках по-прежнему некоторые части могут быть пропущены. Но те, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, он может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.
- Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его "изделия".
- Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).
4-5 лет
- Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами.
- В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали.
- В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.
- Ребенок уже может написать свое имя печатными буквами.
5-6 лет
- Рисунки ребенка все ближе к реальности. И все же они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания.
- Может нарисовать младенца в мамином животе.
- Если рисует человека, сидящего на табурете, то, как правило, человек парит сверху над круглым сиденьем.
- Если малыш рисует трубу на крыше дома, то может изобразить ее перпендикулярно скату и наклонно по отношению к земле.
- Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких "работающих" деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.
- Ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними.
Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов. Если он рисует дом, то вокруг него располагается сад, на улицах появляются машины... Правда, цветы могут быть той же высоты, что и дома, табурет - это круг, помещенный над тремя ножками. Как правило, рисование с натуры дети осваивают в период младшего школьного детства.