Зайкова Оксана Викторовна
Зайкова Оксана Викторовна
Рабочая программа по музыке для детей с задержкой психического развития
Музыкальное воспитание в семье.
17 декабря в нашем детском саду прошёл методический день "Декада молодых специалистов" Усольского района. Наш танцевальный коллектив "Непоседы" открыл мероприятие танцем "Зимушка". Гости и сами дети получили огромное удовольствие от выступления.
https://m.vk.com/wall-216242531_1684?from=group
Проект Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста «Мы любим танцевать»
Выполнила: Зайкова О.В. Музыкальный руководитель МБДОУ Детский сад №13«Ласточка» П. Белореченский.
Паспорт проекта
Тема: Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Название: Мы любим танцевать.
Участники проекта: дети, родители группы, педагоги ДОУ.
Вид проекта: Инновационный, практико-ориентированный.
Сроки реализации проекта: 2022-2023 учебный год.
База реализации проекта: МБДОУ Детский сад №13 «Ласточка», старшая группа.
Каждый ребенок - маленький лучик,
Вместе собравшись,- журчащий родник.
Что понесут они речкою жизни?
Ты призадумайся только на миг.
Обоснование актуальности проекта
Обращенность современной системы образования к культурным ценностям актуализирует проблему приобщения к культуре и искусству уже в дошкольном возрасте. Российский национальный проект "Образование" обозначил цели системы образования как развитие личности с ярко выраженной творческой индивидуальностью и высоким уровнем духовности.
В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
В Федеральной целевой программе «Наша новая школа» выделена система поддержки талантливых детей, которая предполагает «одновременно с реализацией стандарта общего образования» «выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности». Поэтому мы должны в раннем возрасте выявлять талантливых детей и помогать им развиваться.
Проблемой развития творческих способностей ребенка занимались многие известные ученые и педагоги, такие, как А.В.Запорожец, Б.В.Астафьев, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б. Джеферсон и другие, они считали, что необходимо развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные навыки, заложенные природой.
По мнению психологов и педагогов, детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С. Выгодский, Л.А.Баренбой, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина).
Э.Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей.
Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе с тем считал, что музыка является первоосновой.
Изучив методическую литературу и проанализировав ее, я сделала выводы:
-Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
- Одним из условий развития творчества является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности.
-Организуя работу по развитию творческих способностей детей, возникает необходимость большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
-Наличие образных музыкально-двигательных этюдов, способствуют коррекции личности, ее раскрепощению.
-Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
-Привлечь внимание педагогов и родителей к музыкально-ритмическому танцевальному творчеству.
Цель проекта:
Создать условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, потребности самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Задачи проекта:
Разработать систему работы по музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Обновить развивающую среду по данному направлению.
Ввести дополнительные занятия для развития творческих способностей в танцевальной деятельности с одаренными детьми.
Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.
Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.
Предполагаемый результат:
Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце.
Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного).
Раскроется индивидуальность каждого ребенка, проявиться его одаренность.
Дети с желанием будут учиться танцевать.
Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.
Механизм реализации проекта:
-анализ допроектной деятельности;
-изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по данному направлению;
-подбор музыкального сопровождения;
-подготовка программно-методических условий;
-отбор необходимых средств и форм для развития творческих способностей;
-пополнение развивающей среды в группе;
-организационная работа;
-работа с педагогами ДОУ;
-работа с родителями;
-мониторинг управления качеством реализации проектра.
Инновационность проекта:
Работа по проекту дает возможность развивать творческие способности ребенка в танце, развивать его потенциал, уверенность в себе. Приобретаются такие качества, как выдержка, внимательность, умение владеть своим телом, ребенку дается возможность почувствовать радость движения под музыку.
Ресурсное обеспечение реализации проекта:
Техническое обеспечение
Компьютер
Принтер
Фотоаппарат
Проектор
Аудио и видеотехника
Методические пособия
Музыкальный репертуар (ноты)
Учебно-методическая литература
Медиатека
Мультимедийные презентации
Фонограммы
Оборудование
Различные предметы для танцевального творчества (Балалайки, цветные платки, ленты, кольца, шарики, деревянные ложки, султанчики и др.)
Костюмы для выступлений
Содержание проекта:
1 этап: Организационно-подготовительный
Сентябрь-октябрь 2022г
Содержание деятельности:
-Изучение нормативной базы по данному направлению
-Теоретическое осмысление проекта
-Анализ условий ДОУ
- Составление диагностических карт, подбор диагностического инструментария, анкет для родителей
-Ознакомление с результатами диагностики педагогов и родителей
-Тематическое планирование работы по движению
-Разработка системы развития творческих способностей детей через музыкально-ритмическую и танцевальную деятельность
-Создание в ДОУ полноценных условий
-Пополнение медиотеки, библиотеки методической литературы
-Подбор музыкального репертуара.
Продукт деятельности:
-Подготовка нормативной документации и плана деятельности по внедрению инновационного проекта.
-Диагностические карты
-Анкеты
-Анализ анкет (справка, диаграммы)
-Перспективно-тематический план.
-Модель взаимодействия педагогов.
-Обогащение среды в группе: изготовление костюмов, атрибутов
-Приобретение иллюстраций, видеоматериалов, дисков с музыкой
-Библиотека, медиотека для родителей и педагогов.
-Мультимедийные презентации.
Предполагаемый результат:
Осознание родителями и педагогами значимости актуальности проблемы:
Оптимальное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.
2 этап: Основной
Ноябрь2022-апрель2023г
Содержание деятельности:
-Реализация системы развития творческих способностей детей с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности:
-различные виды деятельности: занятия с использованием творческих заданий, мультимедиа, игровые задания;
-развлечения и досуги;
-Консультации, семинары для педагогов и родителей;
-Информационные материалы для педагогов и родителей.
Продукт деятельности:
Конспекты
Сценарии
Мультимедийные презентации.
Конспекты консультаций, выступлений;
Стенгазеты, фотовыставки.
Выступление детей на праздниках и развлечениях.
Предполагаемый результат:
Проявление самостоятельности и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста в танце.
Накопление методического материала для педагогов по данному направлению.
Умение организовать эффективное взаимодействие с родителями и детьми.
3 этап: Заключительный
Май 2023г
Содержание деятельности:
-Подведение итогов и анализ результатов работы: итоговая диагностика, анкетирование родителей и педагогов.
-Доработка и систематизация методов, рекомендаций по данной проблеме.
-Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ.
-Определение перспектив.
Продукт деятельности:
Диагностический отчет (диагностика)
Видеозаписи.
Презентация.
Выставка игрового, демонстрационного материала по теме.
Выступление детей на конкурсах и концертах.
Предполагаемый результат:
Переход к развернутым и сложным танцевальным композициям, используя которые можно продолжать развитие детского творчества в движении (исполнительского и композиционного)
Педагоги и родители смогут осуществлять работу в данном направлении, помогая детям.
Перспективы:
Расширение содержания деятельности творческой направленности.
Использование в образовательном процессе современного мультимедийного оборудования. Модернизация предметно-пространственной среды ДОУ.