3

Консультации - Изобразительная деятельность в раннем возрасте, как способ самовыражения и познания свойств окружающего мира

Содержание материала

Консультация для педагогов

 «Изобразительная деятельность в раннем возрасте, как способ самовыражения и познания свойств окружающего мира»

 

    Как велик и необъятен мир для крошечного человечка, совсем недавно в него пришедшего!

Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов... В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему!   Книжки, и картинки, и игры, и умные игрушки малышу необходимы.   Развивающим для малыша может стать абсолютно любое занятие, прогулка, поездка. Одним словом, весь окружающий мир - это одна большая развивающая среда. И нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития.

Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими ему людьми. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в речи, рисовании. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему. Дети очень любознательны. Они с большим интересом воспринимают окружающие предметы. Стремления познать предметы не ограничиваются лишь рассмотрением. Ребенок берет вещь, манипулирует ею, пытается спеть песенку или выполнить танцевальные движения, а потом бросает её.

Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине.

Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбку. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя... Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.

Для формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста, а так же для их умственного развития большое значение имеет знакомство с предметами и явлениями окружающей жизни, и в первую очередь, с игрушками. Ребенку надо подержать ту или иную игрушку, поиграть с ней, показать, как ее можно использовать. Для начала предлагаются простые по форме и цвету игрушки, а показывая их назвать цвет, форму. Например, взять мячик, подержать его в руке, поиграть, выполнить музыкально-ритмические движения. В руках у ребенка предмет оживает, становится любимой, желанной. Можно спеть песенку. Если в одежде или в окружающей обстановке есть что – то еще красного цвета, преподносим к этому предмету мячик, обращаем внимание на тот же цвет.

Первые детские попытки что-либо изобразить стоит обыгрывать. Например, рассказываем потешку: "Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ..." И рисуем кисточкой большие пятна-следы в такт стишку. А теперь: "Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ..." И шлепаем кисточкой, изображая,  маленькие следочки. Что еще можно рисовать мазками-пятнышками? Ягоды рябины и земляники, цветочки на лугу и осенний листопад, снег и звездное небо.

       Полезно же подмечать цвет предметов в окружающем ребенка мире. Дети,  гуляя по улице, дети обращают внимание на цветы, листья, на небо, солнышко. При этом запоминают и отличают цвета, определяют самые простые формы как круглый, квадратный. При помощи сравнения предметов по цвету, по форме, у детей формируется цветовое восприятие, умение более осознанно использовать цвет в рисунках, передавать форму предметов.

Для развития цветового восприятия полезно также полюбоваться вместе с детьми свежестью первой весенней зелени, медленно падающими хлопьями пушистого снега, цветущими клумбами.

Занятия по изобразительной деятельности начинаются с первой младшей группы и направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке. Выявление у них способностей, замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках).

Наблюдения и практический опыт показывают, что виды самостоятельной изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста весьма разнообразны. У детей 2-3 лет первые навыки лепки и рисования появляются неосознанно, в ходе игр. Играя,  дети  лепят или рисуют, обыгрывают сюжет под музыкальное сопровождение. Веселая песенка, которая звучит в записи,  помогает детям работать, творить.

В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными и природными материалами вызывает у них живой интерес.

Учитывая интересы детей, воспитатели обращают внимание детей на такие явления в окружающем, которые более понятны и доступны. Например, зимой во время снегопада дети ловят снежинки, рассматривают их на рукавичке, на одежде. Обращает внимание на шапки на кустах, находят сходства с фигурами животных. Это наблюдение особенно важно для занятий по лепке. Благодаря этому, у ребенка 2-х лет постепенно развивается умение находить сходство своей поделки с предметами и явлениями окружающего.

Для развития детей раннего возраста необходимо иметь специальный уголок для самостоятельной изобразительной деятельности с необходимым материалом: цветные карандаши, комочки глины, гуашь и т.д. В свободное время, в утреннее время или после дневного сна, чтобы воспитатели с 1-2 детьми могли заниматься с детьми.

Изобразительная деятельность способствует развитию мышления детей, благодаря развитию анализа, сравнения, обобщения. Развиваются представления о природе, о явлениях. В окружающей жизни много прекрасного, и нужно учить ребенка видеть, замечать эту красоту. Красивое радует ребенка, вызывает положительные эмоции. Это обогатит его представления, положительные эмоции. Эта деятельность, начиная с раннего возраста, обогащает опыт каждого ребенка, самовыражения и познания свойств окружающего мира.