Консультации
Содержание материала
Творчество детей дошкольного возраста
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
Все, чем занимается ребенок в раннем возрасте, он делает творчески: двигается, общается, играет, исследует мир... Но не всегда процесс творчества и его результаты заметны окружающим. Поэтому детские рисунки - уникальный способ понять, как малыш видит мир. К тому же детские рисунки - одно из немногих свидетельств развития его навыков и творческих устремлений.
Показатели развития
1 год
- В этом возрасте изобразительная деятельность у ребенка отсутствует, но можно начинать готовить его к ней.
Как тренировать?
- Познакомьте малыша с карандашом и бумагой, покажите, как карандаш оставляет на ней след, и он охотно последует вашему примеру.
1,5 года
- С интересом наблюдает, как на бумаге появляются линии от карандаша или фломастера.
- Подражая взрослым, пытается рисовать.
Как тренировать?
- Нарисуйте на глазах у малыша знакомый ему предмет: мячик, яблоко, просто цветные линии. Увидите, сколько радости это ему доставит.
- Попробуйте научить его держать карандаш в руке, проводить прямые и замкнутые линии. Хорошо, если он поймет: получившиеся линии - результат его собственных усилий.
- Возьмите по два листа бумаги и карандаши - для себя и для малыша. На своем листе начертите 2-3 вертикальные линии и предложите ему сделать то же самое на его листе. Получится - попробуйте нарисовать круг. Можно сначала провести очертания круга в воздухе рукой малыша, потом - пальцем на бумаге и лишь затем - карандашом.
1,5-2 года
- Если ребенку в руки попадает то, чем можно рисовать и на чем можно рисовать, из-под его руки выходят размашистые каракули. Сами по себе они ничего особенного не значат, но это начало творчества.
- Малышу нравится мять в руках пластилин или тесто для лепки, но по назначению он пока их не использует.
Как тренировать?
- Обеспечьте малыша принадлежностями для художественного творчества: листами ватмана и бумагой меньшего формата, пальчиковыми и акварельными красками или гуашью, карандашами, восковыми мелками и т. п.
- Дайте ребенку возможность экспериментировать с тестом, пластилином и другими материалами.
- Поощряйте его попытки работать с мелками, красками, глиной.
2-2,5 года
- Малыш с удовольствием рисует, но при этом не ставит себе цели нарисовать что-нибудь конкретное. Если вы спросите его, что он нарисовал, он посмотрит на картинку и назовет ее. Но, если вы о том же рисунке станете расспрашивать его завтра, ответ может быть совершенно другим.
- Ребенок продолжает рисовать руками и пальцами, но вы можете предложить ему и кисточку.
- Работая с глиной или тестом для лепки, он также не собирается изобразить что-то определенное, ему просто нравится раскатывать и отщипывать кусочки.
- В этом возрасте малыш обычно выбирает для рисования и лепки один какой-нибудь цвет.
2,5-3 года
- Ребенок может рассказать вам о своих творческих планах еще до того, как начал рисовать. Но, если в процессе работы заметит, что рисунок начинает походить на что-то еще, спокойно изменит первоначальный план. По-прежнему для юного художника важен процесс, а не результат.
- Начинает выбирать цвета.
- Малыш ждет, что вы похвалите его и выставите его работу на видное место.
- Начинает выбирать цвета.
- Малыш ждет, что вы похвалите его и выставите его работу на видное место.
3-3,5 года
- В рисунках, кроме размашистых линий, появляются круги, квадраты, крестики, линии, точки. Ребенок комбинирует их самыми разнообразными способами.
- В рисунках можно увидеть что-то значащее. Например, типичное нарисованное ребенком солнце - круг с выходящими из него линиями, штрихи обозначают дождь и т. д.
-Усмотрев в своем рисунке сходство с лицом или с фигурой человека, малыш начинает намеренно детализировать его. Но пока он может нарисовать слишком много деталей (например, ног) или расположить их неправильно - ноги, выходящие из головы. Не старайтесь поправлять его - сейчас гораздо важнее, что он включает эти части в рисунок, чем то, как он их располагает.
- Может раскатывать пластилин или глину, отделять кусочки и соединять их вместе.
Как тренировать?
- Давайте малышу новые материалы и инструменты для лепки и рисования.
- Покажите новые способы работы с материалом. Например, можно предложить для рисования маленькие кисточки, помочь создавать на картонке или дощечке картинки из теста или сделать отпечатки с различных рельефных поверхностей с помощью пластилина.
3,5-4 года
- В рисунках по-прежнему некоторые части могут быть пропущены. Но те, которые автор включил, находятся там, где нужно. Например, он может не нарисовать туловище, зато ноги находятся внизу, а руки располагаются сбоку.
- Малыш может делать из пластилина шарики и колбаски и соединять их вместе, чтобы получился человечек. При этом он хочет, чтобы вы сохранили его "изделия".
- Рисует и карандашом, и красками (карандашом получается лучше).
4-5 лет
- Рисунки юного художника становятся более разработанными. Если он начинает добавлять новую деталь, то она непомерно большая и к тому же включается в рисунок в большом количестве. Например, на руке огромные пальцы, а дома сплошь заполнены окнами.
- В изображении человеческого лица малыш использует для глаз чаще не точки, а круги. Включает в портрет также волосы, шею, пуговицы, другие детали.
- В лепке может попробовать соединить вместе несколько цветов.
- Ребенок уже может написать свое имя печатными буквами.
5-6 лет
- Рисунки ребенка все ближе к реальности. И все же они скорее символы того, что он видит, а не рисунки с натуры. Например, если попросить ребенка нарисовать дом, он изобразит одноэтажный дом с 1-2 окнами, хотя и живет в квартире многоэтажного здания.
- Может нарисовать младенца в мамином животе.
- Если рисует человека, сидящего на табурете, то, как правило, человек парит сверху над круглым сиденьем.
- Если малыш рисует трубу на крыше дома, то может изобразить ее перпендикулярно скату и наклонно по отношению к земле.
- Рисунки мальчиков и девочек имеют отчетливые различия в выборе сюжетов, манере заполнения пространства листа и прорисовке деталей. У мальчиков в рисунках больше действия, динамики, они больше используют края листа. Девочки часто размещают основной объект изображения слегка слева по отношению к центру, а остальные предметы вокруг него. Мальчики фокусируют внимание не на одном, а на 2-3 объектах: например, одна машина въезжает слева, а другая - справа. Они включают в рисунок множество маленьких "работающих" деталей, в то время как девочки больше склонны к декорированию, украшательству.
- Ребенок с удовольствием осваивает новые материалы, инструменты и техники; он обязательно хочет сохранить свои произведения после того, как закончит работу над ними.
Между 5 и 7 годами рисунки ребенка становятся по-настоящему сюжетными, включают в себя уже не один, а несколько взаимосвязанных элементов. Если он рисует дом, то вокруг него располагается сад, на улицах появляются машины... Правда, цветы могут быть той же высоты, что и дома, табурет - это круг, помещенный над тремя ножками. Как правило, рисование с натуры дети осваивают в период младшего школьного детства.
Зачем нужно рисовать?
Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная деятельность - необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.
Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое. Если при этом вы повесите лист бумаги с его каракулями на стенку, то подтвердите его уверенность в своих достижениях.
Наконец, в рисунке или пластическом материале малыш может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ребенка.
Консультация для педагогов
«Изобразительная деятельность в раннем возрасте, как способ самовыражения и познания свойств окружающего мира»
Как велик и необъятен мир для крошечного человечка, совсем недавно в него пришедшего!
Сколько вокруг всяких интересных предметов, людей, явлений, звуков, запахов... В первые годы жизни у малыша еще так мало знаний о том, что его окружает. Но как же хочется все это узнать, осмыслить и разобраться что к чему! Книжки, и картинки, и игры, и умные игрушки малышу необходимы. Развивающим для малыша может стать абсолютно любое занятие, прогулка, поездка. Одним словом, весь окружающий мир - это одна большая развивающая среда. И нужно лишь научиться эффективно пользоваться этим мощным инструментом развития.
Ежедневно ребенок открывает для себя новые предметы в окружающем мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими ему людьми. Все, что увидел, что взволновало его, малыш отражает в речи, рисовании. Когда ребенок поймет, что в рисунке можно передать то, что понравилось, взволновало, рисунок станет средством отражения полученных впечатлений и выражения своего отношения к окружающему. Дети очень любознательны. Они с большим интересом воспринимают окружающие предметы. Стремления познать предметы не ограничиваются лишь рассмотрением. Ребенок берет вещь, манипулирует ею, пытается спеть песенку или выполнить танцевальные движения, а потом бросает её.
Формирование предпосылок к изобразительной деятельности начинается с первых лет жизни ребенка. Познавая окружающий мир предметов, ребенок учится точно и расчленено их воспринимать, действовать ими, узнает о разнообразии их свойств и отношений – о цвете, форме, величине.
Рисуя красками или мелками, разминая в ладошках пластилин или тесто, разрывая бумагу или водя по листу клеящим карандашом, малыш приобретает ни с чем не сравнимый опыт. Посредством творчества ребенок делает свои первые открытия, узнает о цвете и форме, знакомится со свойствами многих материалов. Просто удивительно, как из обычного куска пластилина может получиться все, что угодно, а потом снова исчезнуть, превратившись в бесформенную глыбку. А смешивание красок - это вообще настоящее волшебство. Вот краска желтая, вот синяя... Откуда же взялась зеленая? Для малыша творчество - это и инструмент познания мира, и способ самоутвердиться, почувствовать себя независимым.
Для формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста, а так же для их умственного развития большое значение имеет знакомство с предметами и явлениями окружающей жизни, и в первую очередь, с игрушками. Ребенку надо подержать ту или иную игрушку, поиграть с ней, показать, как ее можно использовать. Для начала предлагаются простые по форме и цвету игрушки, а показывая их назвать цвет, форму. Например, взять мячик, подержать его в руке, поиграть, выполнить музыкально-ритмические движения. В руках у ребенка предмет оживает, становится любимой, желанной. Можно спеть песенку. Если в одежде или в окружающей обстановке есть что – то еще красного цвета, преподносим к этому предмету мячик, обращаем внимание на тот же цвет.
Первые детские попытки что-либо изобразить стоит обыгрывать. Например, рассказываем потешку: "Большие ноги шли по дороге: топ-топ, топ-топ..." И рисуем кисточкой большие пятна-следы в такт стишку. А теперь: "Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ-топ, топ-топ-топ-топ..." И шлепаем кисточкой, изображая, маленькие следочки. Что еще можно рисовать мазками-пятнышками? Ягоды рябины и земляники, цветочки на лугу и осенний листопад, снег и звездное небо.
Полезно же подмечать цвет предметов в окружающем ребенка мире. Дети, гуляя по улице, дети обращают внимание на цветы, листья, на небо, солнышко. При этом запоминают и отличают цвета, определяют самые простые формы как круглый, квадратный. При помощи сравнения предметов по цвету, по форме, у детей формируется цветовое восприятие, умение более осознанно использовать цвет в рисунках, передавать форму предметов.
Для развития цветового восприятия полезно также полюбоваться вместе с детьми свежестью первой весенней зелени, медленно падающими хлопьями пушистого снега, цветущими клумбами.
Занятия по изобразительной деятельности начинаются с первой младшей группы и направлены на развитие у детей интереса к рисованию, лепке. Выявление у них способностей, замечать красивое в окружающем (картинках, игрушках).
Наблюдения и практический опыт показывают, что виды самостоятельной изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста весьма разнообразны. У детей 2-3 лет первые навыки лепки и рисования появляются неосознанно, в ходе игр. Играя, дети лепят или рисуют, обыгрывают сюжет под музыкальное сопровождение. Веселая песенка, которая звучит в записи, помогает детям работать, творить.
В этом возрасте малыши только начинают учиться рисовать, лепить, поэтому само ознакомление с разнообразными художественными и природными материалами вызывает у них живой интерес.
Учитывая интересы детей, воспитатели обращают внимание детей на такие явления в окружающем, которые более понятны и доступны. Например, зимой во время снегопада дети ловят снежинки, рассматривают их на рукавичке, на одежде. Обращает внимание на шапки на кустах, находят сходства с фигурами животных. Это наблюдение особенно важно для занятий по лепке. Благодаря этому, у ребенка 2-х лет постепенно развивается умение находить сходство своей поделки с предметами и явлениями окружающего.
Для развития детей раннего возраста необходимо иметь специальный уголок для самостоятельной изобразительной деятельности с необходимым материалом: цветные карандаши, комочки глины, гуашь и т.д. В свободное время, в утреннее время или после дневного сна, чтобы воспитатели с 1-2 детьми могли заниматься с детьми.
Изобразительная деятельность способствует развитию мышления детей, благодаря развитию анализа, сравнения, обобщения. Развиваются представления о природе, о явлениях. В окружающей жизни много прекрасного, и нужно учить ребенка видеть, замечать эту красоту. Красивое радует ребенка, вызывает положительные эмоции. Это обогатит его представления, положительные эмоции. Эта деятельность, начиная с раннего возраста, обогащает опыт каждого ребенка, самовыражения и познания свойств окружающего мира.
Консультация для педагогов
“ИГРЫ НА ЛИСТЕ БУМАГИ ИЛИ ОТКРОЙ В СЕБЕ ХУДОЖНИКА”
Всё начинается с детства...
Мы вспоминаем, какие причудливые формы образовывали облака, напоминая нам то фигуру забавного животного, то профиль гигантского человека. Или как мы привозили с юга камушки окатанные морем или зелёные стекляшки, которые становились для нас самой большой драгоценностью. Эти детские впечатления не забываются. Они остаются с нами на всю жизнь, не давая нам забыть о том прекрасном времени, когда мы верили, в чудеса и у нас обязательно была, своя детская мечта. Природа с рождения дарит нам чувство красоты окружающего мира. Но как понять красоту? Многие способности, которыми наделяет нас природа, остаются неразвитыми, а значит и не реализованными в дальнейшем. А ведь в самом естестве человека заложено желание узнавать, привносить и создавать.
Вопрос гармонического развития и творческой самореализации становиться чуть ли не самым главным вопросом для современного человека. Поэтому развивать художественный вкус следует хотя бы из практических соображений; это поможет вам сделать среду своего обитания более эстетичной, и привлечет в ваш мир радость и гармонию. Особенно это важно для детей. В нашей жизни, где много нестабильного и даже страшного, им необходимо создать психологических комфорт. Иначе они не смогут нормально развиваться. Изучение языка изобразительного искусства очень важно. Ведь это работа с цветом, формой, поверхностью предметов.
Изучая зрительные ориентиры, постигая технику самовыражения, ребенок приобретает уверенность в себе, начинает понимать, что есть гармония, а что дисгармония. Природа являет нам пример гармонических сочетаний и соответствий. В жизни достигнуть гармонии немного сложнее. Мир изобразительных знаков - это особый мир со своими законами.
Занимаясь творчеством, ребенок может ощутить скрытый смысл явлений и событий. В процессе занятий он каждый раз будет искать своё решение, будет находить способ своего выражения. Задания требуют от ребёнка определенных усилий и напряжения сознания. Награда за это - создание собственного мира, в котором ребёнок будет хозяином. Это повысит его самооценку, поднимет жизненный тонус. Научившись работать с палитрой и получать из 5 цветов - 20 ребёнок ощущает себя творцом своего любимого цвета. Развивая глаз, он начинает видеть множество цветовых оттенков. Его собственный мир обогащается и расцвечивается десятками красок. Даже смешивая две краски жёлтую и красную - никто не получит одинаковый оттенок оранжевого цвета. Ребёнок радуется, что только он может создать такой цвет. Пытаясь создать прекрасное в своей работе, ребёнок начинает постепенно открывать прекрасное в жизни. Он приобретает дополнительный язык. Когда что-то трудно выразить словами, это можно выразить изобразительными средствами. Обретение такого дополнительного языка особенно важно для детей с нарушениями речи, которым трудно общаться с окружающими. (Например, заикающимся детям). Для занятий изобразительным творчеством необходимо соблюдать некоторые условия. Подготовка рабочего места - важный этап, от которого зависит дальнейший результат. Это особый результат, без которого нельзя обойтись. С большим удовольствием достаёт ребёнок из своего пакета принадлежности для рисования, приговаривая: “Здесь у меня банка с водой, здесь кисточка и краски, а палитра лежит под рукой, в которой держишь кисточку”. Настрой на работу - важная часть занятия. Нельзя предлагать сложные композиции и задания. Это вызывает страх у ребёнка. Страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием вообще. Так что задание должно всегда быть по силам, а этого можно достигнуть, лишь учитывая знания, полученные на предыдущих уроках. Таким образом, дети обретают защиту в виде собственных знаний. Заключительным этапом является оценка работы. В искусстве, критерии оценок несколько иные, нежели в других дисциплинах. Нет жёстких рамок, которым обязательно нужно соответствовать. Результатом всегда может быть множество разных и одинаково удачных решений. Если видно, что ребёнок старался выполнить поставленную задачу, то его нужно похвалить, поддержать. Так же необходимо объяснить, где допущена ошибка. Дайте покритиковать ему и вашу работу. Дети любят побыть в роли учителя. Таким образом, вы добьетесь главной цели: от занятия к занятию ребёнок вместе с вами развивается, узнаёт что-то новое.
Консультация для педагогов
«Использование нетрадиционных методик рисования с детьми младшего дошкольного возраста»
И в 10лет, и в 7, и в 5
Все дети любят рисовать
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес-
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем, были б краски
Были б краски на столе,
Да мир в семье и на земле.
В.Берестов.
Дети младшего дошкольного возраста в силу своих возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание, сосредотачиваться на чем-то. Заинтересовать детей помогает и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования. Использование техник нетрадиционного рисования подходит для занятий с детьми раннего возраста. Пять минут – и работа готова! А это как раз то, что нужно малышам: завораживающий процесс и яркий результат.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем более мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский
Рисование нетрадиционными техниками позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей (стеснительность, неуверенность, неаккуратность), и помогают каждому ребенку найти себе деятельность по душе. Возможность использовать в рисовании различные инструменты и материалы (живописные и графические) дают детям свободу выбора. Слайд №4. Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами, восковыми мелками, пастелью, углем, сангиной, соусом, гуашью, акварелью, акриловыми красками, тушью и т. д.
Чтобы занятия стали более эффективны и интересны:
- Перед занятием создайте у ребят положительный эмоциональный настрой.
- Во время работы приучайте детей к аккуратности.
- Обязательно хвалите детей.
- Будьте доброжелательны и уважительны к детям.
- Используйте разнообразные пальчиковые гимнастики.
- Помните о безопасности! Вы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.
Пальчиковая гимнастика – также является очень важной частью процесса. Она должна проводиться обязательно. Так же она должна дополнять ваше занятие и соответствовать теме рисования, быть понятной и интересной для ребят.
Рисование пальчиками.
Все мы прекрасно знаем, с чего начинается знакомство с чем-то новым для детей. Естественно с тактильного контакта, пока мы эти краски не рассмотрим, не понюхаем и не потрогаем, она будет оставаться для ребенка загадкой. Да и это один из самых простых способов рисования. Пальчик, краска и лист… рисуй. Проще и придумать нечего, тем прекраснее картины ребятишек, на которых в произвольном порядке изображены капельки дождя или зернышки для цыплят.
Сейчас большой выбор красок специально для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Можно сделать такие краски самим. Разводить гуашь небольшим количеством воды и добавлять в нее каплю моющего средства, а можно сварить 1,5 ложки крахмала со стаканом воды, остудить, разложить в емкости и добавить в каждую емкость пищевой краситель. Безопасно, недорого, легко.
Материал: альбомный лист, краски, мисочка с водой, салфетка.
Ход: 1 показать ребятишкам как ставятся на листе пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. Если это нужно, то берите руку ребенка в свою руку и рисуйте точки вместе с ним.
- При смене цвета промываем пальчик в мисочке и вытираем тряпочкой.
Пальчиком проще всего рисовать точки. Детям очень нравится украшать точками заранее подготовленные предметы: точки на божьей коровке, яблочки на дереве и т.д. или дополнять сюжет картины: рисовать следы зайчика на снегу, пшено для цыплят и т.д. Для начала можно пробовать свои силы, предложив ребенку рисовать пальчиком на подносе с песком, солью, манкой.
Рисование ладошкой.
Необычные и оригинальные композиции получаются при помощи ладошек ребенка. Одно прикосновение ладошки к листу и готово! Стоит добавить немного фантазии и дополнительных деталей получается истинный шедевр.
Материал: альбомный лист, широкие емкости (очень удобно использовать одноразовые тарелки), гуашь разведенная водой (или пальчиковые краски), мисочка с водой, салфетка, гуашь, кисть.
Ход: 1. Для начала стоит научить ребенка делать отпечатки сухой ладошкой.
- Далее ладошка ребенка опускается в тарелочку с краской , если у ребенка не получается самостоятельно это сделать, то вы помогаете ему.
- После этого ребенок делает отпечаток внутренней стороной расправленной ладошки на бумаге. В зависимости от идеи пальцы могут быть растопырены или прижаты друг к другу, если нужно чтобы ладошка была повернута вниз, то переворачивать лист нужно уже, когда отпечаток уже сделан.
- После высыхания отпечатка, добавляем детали, которые завершат образ.
Из отпечатков получаются разнообразные птицы, обитатели моря и океана, деревья, цветы, животные и т.д.
Так же можно усложнить работу, можно соединить большие пальцы вместе и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится бабочка. А можно так же и поэкспериментировать. Пустить в ход не только руки, но и ножки ребенка. Вариантов отпечатка может быть множество. Можно ставить отпечатки тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище бабочки, рыбы), боковой стороной кулачка (след человека).
Рисование поролоновым тампоном.
Итак, после знакомства с краской и рисования пальчиками детям хорошо использовать поролоновый тампон, с помощью которого ребенок получит необходимый навык для подготовки к рисованию кистью.
Тампон можно брать разной формы, в зависимости от задач, которые стоят перед вами. Он может быть прямоугольной формы, с закругленным кончиком, квадратной формы, круглый и т.д. Для начала используем краску одного цвета, при смене цвета, меняем тампон.
Материал: поролоновые тампоны, разноцветная гуашь (разведенная до нужной консистенции), альбомный лист, мисочка с водой, салфетка.
Ход: 1. Показываем как брать поролоновый тампон за кончик, другой конец, смоченный в воде, опускаем в емкость с краской.
- рисовать поролоновым тампоном можно круги, точки, мазки, закрашивать предмет по контуру.
Поролоновым тампоном можно рисовать все так же как и кистью.
Можно попробовать рисовать внутри трафарета. Для этого на лист кладем трафарет и наносим краску с помощью поролонового тампона. Убираем трафарет и получаем готовый результат.
Штамп
Предлагаю штамп в нетрадиционном виде, сделать их самостоятельно из овощей. Это удобно, интересно и весело детям и экономно. В зависимости от задачи и умения ребят работа со штампом может изменяться. Малышам удобнее всего держать в руках не круглые, а продолговатые овощи (картофель, морковь, свекла).
Ход работы:
- Набираем немного гуаши нужного цвета и, держа штамп вертикально, делаем сверху «штампы», располагая их в зависимости от задачи в разных местах листа.
- Когда краска подсохнет, нарисуем или дорисуем необходимые детали.
Варианты работ: можно нарисовать клубочки, с которыми котенок игрался тайком от бабушки, разнообразные цветы (в зависимости от того, какие вы вырежете), салют в небе и т.д.
Оживающие «каляки»
Трехлетние дети, взяв в руки кисточку и краски, очень часто рисуют «каляки» в виде пятен. В этом нет ничего страшного, ведь такую «каляку» можно запросто «оживить».
Материал. Альбомный лист, гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
- Ребенок рисует на листе бумаги произвольное пятно.
- Взрослый вместе с ребенком придумывает, на что похожа данная «каляка».
- Дорисовываем детали, чтобы довести работу до задуманного образа.
Варианты работ. Такие пятна можно превратить в мордочки животных или самих животных.
Уважаемые коллеги, я остановилась лишь на некоторых способах нетрадиционного рисования, надеюсь, что мой скромный вклад вы оцените, и уверена что вы найдете еще очень много интересных и увлекательных техник рисования для малышей. «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким станет сегодняшний мал. В.А.Сухомлинский
Вывод: рисование нетрадиционными способами с малышами помогает им лучше познать окружающий мир, с помощью таких рисунков дети выражают свои переживания, эмоции. Такие занятия способствуют воспитанию чувства прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мелкую моторику рук, внимание, память. Самое главное, что детям эти занятия нравятся, каждый маленький художник всякий раз создает оригинальный и неповторимый шедевр!!!
Давая ребенку все ощупать и попробовать самому, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь испачканного краской малыша легко отмыть водой и мылом, а подавленное желание творить может никогда уже не проснуться. Давайте поможем нашим детям не растерять природой заложенных талантов.
Тема: «Нетрадиционная изобразительная деятельность детей по теме «Пейзаж»
(консультация для педагогов)
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. С раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Малыш рисует пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой разлитой на столе. Становясь постарше, дошкольники приобретают в начале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.
Один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы это – пейзаж.
И я решила развивать творческую личность ребёнка путём изображения пейзажа нетрадиционными способами, работая над темой: « Нетрадиционная изобразительная деятельность детей по теме «Пейзаж». Я включаю в совместную образовательную деятельность самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, зубную щётку, ватную палочку; использую различный природный материал: листья деревьев, песок, крупы и т.д. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательнее эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Работа над этой темой показала, что совместная образовательная деятельность с использованием нетрадиционных техник и материалов способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
- кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
В совместной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов, ведь эти задания им по силам, и результат своей работ они видят сразу.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к творческой деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправится в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;
- музыкальное сопровождение;
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приёмы изображения. Обучение изобразительной деятельности строится с учётом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка или аппликации, а затем – переходить к более сложным композициям.
В процессе обучения необходимо обращать внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Следует учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания, выразительность силуэта.
В совместной образовательной деятельности важно предлагать ребёнку различные виды работ. Например, дети рисуют ёлочку. Сопутствующими заданиями могут быть такие, как словесное описание или рассказ о ней, выкладывание ёлочки из палочек, счёт ёлочек и определение размера ( большая – маленькая ). Для закрепления полученных знаний полезно проводить дидактические игры и упражнения по изучаемой теме. Иногда ребёнок отказывается от работы из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому дошкольнику необходимо поощрение, даже если у него получается самая малость. Нужно помогать ребёнку доводить дело до конца, но помощь ему следует оказывать при необходимости и минимальную, чтобы у него была возможность проявить себя самостоятельно. Успешное выполнение работы придаёт ребёнку уверенность в своих силах, положительно настраивает на дальнейшие задания. Ни в коем случае нельзя подчёркивать различия в развитии изобразительных навыков у детей. При подготовке к совместной образовательной деятельности, выборе материала и темы, необходимо учитывать индивидуальные способности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков ( задание должно быть понятно и доступно). Работа может проводиться в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например дорисовывание изображения.
В совместной деятельности важно создавать спокойную рабочую обстановку, которая способствует обучению дошкольников изобразительной деятельности. Кроме того, в процессе работ полезны игровые моменты и физкультминутки ( динамические паузы). В процессе совместной изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.
Техники выполнения работ по теме «Пейзаж»
Монотипия пейзажная
Средство выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь или акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Восковые мелки + акварель + пластилин
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, пластилин, кисти.
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на бумаге или растирает пальчиками пластилин. Затем заливает полностью лист акварелью в один или несколько цветов. Акварель не закрашивает мелки и пластилин, это её свойство.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура,
Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть или зубная щётка, кусочек плотного картона или пластика.
Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть или зубную щётку и проводит по ней кусочком картона, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
Кляксография с трубочкой
Средство выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает ложечкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали прорисовываются.
НАРОДНЫЕ КОСТЮМЫ
Уважаемые взрослые!
У ваших детей есть возможность собрать собственную мини-коллекцию кукол в национальных костюмах. Предлагаем набор для объемной аппликации. Их нетрудно склеить и собрать по представленным образцам.
Как научить вашего малыша рисовать? | скачать |
Изобразительная деятельность детей в семье. | скачать |
Изобразительная деятельность ребенка в раннем возрасте. | скачать |
Давай рисовать вместе. | скачать |
Использование нетрадиционной техники рисования в дошкольном возрасте | скачать |
Особенности восприятия цвета детьми. | скачать |
Развитие творчества детей с помощью нетрадиционных техник | скачать |
Развитие художественного творчества детей - новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников | скачать |
Что таят детские рисунки? | скачать |
Как рисовать вместе с детьми? | скачать |