3

Консультации - Тема: «Нетрадиционная изобразительная деятельность детей по теме «Пейзаж»

Содержание материала

 

Тема: «Нетрадиционная изобразительная деятельность детей по теме «Пейзаж»

(консультация для педагогов)

 

        Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребёнка. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне. С раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Малыш рисует пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой разлитой на столе.  Становясь постарше, дошкольники приобретают в начале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками.                                                                                                                   

Один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы  это – пейзаж. 

И я решила развивать творческую личность ребёнка путём изображения пейзажа нетрадиционными способами, работая над темой: « Нетрадиционная изобразительная деятельность детей по теме «Пейзаж».  Я включаю в совместную образовательную деятельность самые необычные средства изображения: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, зубную щётку, ватную палочку; использую различный природный материал: листья деревьев, песок, крупы и т.д. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательнее эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску.                                                                                                                             Работа над этой темой показала, что совместная образовательная деятельность с использованием нетрадиционных техник и материалов способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром.                                                                                                           

 Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребёнка:

              - мелкой моторики и тактильного восприятия;

             - пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

             - внимания и усидчивости;

              - изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

              - кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

              В совместной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов ребята получают  информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь. Дети с удовольствием выполняют задания по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник и материалов, ведь эти задания им по силам, и результат своей работ они видят сразу.                                        

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в совместной деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к творческой деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

               - игра, которая является основным видом деятельности детей;

              - сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребят отправится в путешествие; 

             - просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимым;

             - музыкальное сопровождение;

             Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приёмы изображения.    Обучение изобразительной деятельности строится с учётом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений: сначала нужно отработать все основные элементы сюжетного рисунка или аппликации, а затем – переходить к более сложным композициям.                                                                                       

В процессе обучения необходимо обращать внимание ребят не только на техническую, но и на выразительную сторону изобразительной деятельности. Следует учить детей передавать форму и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм и цветовые сочетания, выразительность силуэта.                                                                                                                                   

В совместной образовательной деятельности важно предлагать ребёнку различные виды работ. Например, дети рисуют ёлочку. Сопутствующими заданиями могут быть такие, как словесное описание или рассказ о ней, выкладывание ёлочки из палочек, счёт ёлочек и определение размера ( большая – маленькая ). Для закрепления полученных знаний полезно проводить дидактические игры и упражнения по изучаемой теме.  Иногда ребёнок отказывается от работы  из-за страха, что он не справится с ней. Поэтому дошкольнику необходимо поощрение, даже если у него получается самая малость. Нужно помогать ребёнку доводить дело до конца, но помощь ему следует оказывать при необходимости и минимальную, чтобы у него была возможность проявить себя самостоятельно. Успешное выполнение работы придаёт ребёнку уверенность в своих силах, положительно настраивает на дальнейшие задания.  Ни в коем случае нельзя подчёркивать различия в развитии изобразительных навыков у детей. При подготовке к совместной образовательной деятельности, выборе материала и темы, необходимо учитывать индивидуальные способности детей, уровень сформированности у них изобразительных навыков ( задание должно быть понятно и доступно). Работа может проводиться в виде подгрупповых занятий малыми группами или как совместная деятельность взрослого с дошкольниками. Иногда используется частичное выполнение задания, например дорисовывание изображения.                                                                                                                 

В совместной деятельности важно создавать спокойную рабочую обстановку, которая способствует обучению дошкольников изобразительной деятельности. Кроме того, в процессе работ полезны игровые моменты  и физкультминутки ( динамические паузы).  В процессе совместной изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие.

Техники выполнения работ по теме «Пейзаж»

Монотипия пейзажная

Средство выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь или акварель, влажная губка, кафельная плитка.                         

Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

Восковые мелки + акварель + пластилин

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.                                                                         

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, пластилин, кисти.                                                                   

Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на бумаге или растирает пальчиками пластилин. Затем заливает полностью лист акварелью в один или несколько цветов. Акварель не закрашивает мелки и пластилин, это её свойство.

Набрызг

Средства выразительности: точка, фактура,   

Материалы: бумага, гуашь, жёсткая кисть или зубная щётка, кусочек плотного картона или пластика.                                                                                                                                                     

Способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть или зубную щётку и проводит по ней кусочком картона, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

  Кляксография с трубочкой

Средство выразительности: пятно.                                                                                                                   

Материалы: бумага, тушь или жидко разведённая гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,трубочка (соломинка для напитков).  Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает ложечкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. Недостающие детали прорисовываются.